неофициальная страница ФК БалтикаЛогоБалтика Калининград
новости
команда
межсезонье
сезон
пресса
архив прессы
соперники
архивы
гостевая
прогнозы
ссылки
BALTNET
пресса

Новые колеса, 08.01.04
Александр Скляров: "Меня кинули на полторы штуки баксов."

32-летний полузащитник Александр Скляров хорошо знаком калининградским болельщикам. Он дважды приходил в "Балтику" и провел в ней почти пять сезонов (Скляров выступал в 1994-1997 годах и в 2000-2001-х, - прим. авт.). Футболисту, успевшему поиграть в димитровградской "Ладе", екатеринбургском "Уралмаше", в ряде клубов и сборной Казахстана, есть что рассказать.

- В "Балтике" я мог оказаться еще в 1993 году. Меня в Калининград тогда настойчиво звали. Но я был на контракте в "Кайрате" -лучшей команде Казахстана. Приехать сразу не мог, - вспоминает Скляров. - По окончании сезона-93 прилетел тогдашний тренер-селекционер "Балтики" Станислав Яд-ров и забрал меня. Не скрою, очень хотелось поиграть в российском чемпионате, который в тот момент был на две головы выше казахского. Как я мог отказаться?
- Для тебя сезон-94 самый неудачный в карьере?
- За четыре тура до финиша чемпионата я получил тяжелейшую травму. Обычно после такого люди заканчивают с футболом. У меня был разрыв крестообразной связки и два мениска.
- Тебя тогда травмировал ростовчанин Балахнин. Он как-то извинился?
- Нет. Слова доброго не сказал. Но я не обижаюсь. Всякое бывает на поле. Футбольный Бог его уже наказал. Когда он стал тренером, толком нигде поработать ему не удалось. В "Ростове" он не задержался... А тогда, 9 лет назад, не знаю, был ли с его стороны алой умысел или нет...
- Чего не хватило "Балтике", чтобы в 1994 году шагнуть в элиту?
- Наверное, учредители клуба были не готовы к походу нашей команды наверх. Я имею в виду бюджет клуба. Что касается коллектива, то мы могли выступать в высшей лиге... Посмотрите, с "Ростсельмашем" мы шли ноздря в ноздрю и только по личным встречам уступили южанам. В итоге они пробились в высший дивизион.
- Говорят, футболисты "Балтики" тогда жили очень хорошо...
- Да, никаких задержек с деньгами не было. Будь то зарплата или премиальные. Ребята все получали вовремя. Иногда даже не успевали истратить одни деньги, а нам говорили: получайте еще. Вот мы все матчи и выигрывали. Был стимул побеждать. Играли в свое удовольствие, зарабатывали прилично.
- Почему ты ушел в тень?
- После травмы, которую мне Балахнин нанес, профессора в Москве сказали, что все будет нормально. Сделали операцию. Я начал восстанавливаться. Даже на тренировки ходил... Накануне чемпионата-95 на сборах в Сочи произошла трагедия. Меня выпустили за 10 минут до окончания товарищеского матча и я опять получил травму. Выпал из обоймы на полтора года. Меня снова отправили в ЦИТО на обследование. Настроение было ужасное. Оно еще ухудшилось после того, как врачи мне сказали: "Родной, а мы тебя еще в тот раз не до конца прооперировали, как же ты играл? Будем делать повторно..." Я был в шоке, ведь мне ничего подобного не говорили. Более того, после хирургического вмешательства заверили: "Пройдет пара месяцев и будешь бегать опять". В общем, после повторной операции я восстанавливался 18 месяцев. Сначала ходить-то тяжело было. А знаете, что еще обидно? Что все несчастья случились в самый разгар карьеры. Мне было 23 года. Только играй и играй... Помню, в 1997 году меня выпустили на замену в матче с "КамАЗом". Мы торца вели в два или три мяча. Иваныч (Леонид Ткаченко - тогда он был главным тренером "Балтики", - прим. авт.), помнится, напутствовал: "Ну, Санек, иди, забивай, у тебя получится". А я реальный момент запорол - не попал в пустые ворота после прострела. Забей тогда - еще неизвестно, как бы карьера сложилась. Ткаченко давал мне шанс... Вообще очень хорошо ко мне относился, хотя я и не играл. Я благодарен, что меня, фактически инвалида, не бросили, а ждали, когда я восстановлюсь, выплачивали зарплату. Мне было на что жить. На паперти не стоял.
- Часто руководители клубов кидают травмированных игроков?
- Одноногий футболист - балласт, он мало кому нужен. Какой смыл платить деньги человеку, который не приносит пользы? Но со мной в "Балтике" поступили порядочно. Все видели, что я тяжелейшую травму получил на поле, а не в пивной или на рынке. Отнеслись с пониманием. Насколько я знаю, существует неписаное правило: если футболист ломается на поле, его не бросают. Хотя сейчас об этом как-то стали забывать. Все экономят деньги.
- Что Ткаченко говорил?
- Он сказал: "Восстанавливайся. Будешь сильнее, выйдешь на поле". Справедливо поступил. Не "убивал", давал надежду... В "Балтику" тогда Васю Баранова пригласили. Тягаться с ним мне было тяжело. Парень молодой и здоровый, а я после операции.
- В "Балтику" ты попал из Казахстана - и последние годы там играешь... Прогресс в футболе чувствуется?
- Я родом из Чимкента. И могу сказать, что подвижки в развитии казахского футбола есть. Раньше, когда был Советский Союз, существовала сильная команда - "Кай-рат". Потом с распадом СССР был период, когда из Казахстана начался отток футболистов. Люди ехали в те страны, где больше платили. В Россию, например. Сейчас другое время. Казахстан вошел в ФИФА. Футбольные функционеры вплотную занялись развитием инфраструктуры клубов, детским футболом.
- Зарплата футболистов Казахстана сравнима с российской?
- Это уж как договоришься. Я могу сказать, что, играя в элите казахского футбола, можно прилично заработать. Премиальные - по две тысячи долларов...
- В каких деньгах платят?
- Во всех клубах по-разному. Где-то в тенге, где-то в иностранной валюте. Но переговоры идут в долларовом эквиваленте. Все-таки казахские деньги нестабильные. Скачут туда-сюда...
- Русских в Казахстане не ущемляют?
- Да не сказал бы. Заметил, что люди более дружные, чем в России. Друг за друга стоят. Здесь каждый сам по себе, а там чувство коллективизма.
- Цены?
- Все дешевле, чем в Калининграде. И продукты и одежда. Если зарабатываешь столько же, сколько платят в российских командах, тратить деньги лучше там.
- Почему в 1997 году ты ушел из "Балтики"?
- Я понимал, что в основной состав мне не пробиться. А хотелось играть. В середине сезона я отправился в димитровградскую "Ладу". Следующие полгода провел в "Уралмаше", а потом вернулся в Казахстан. По хотелось во второй лиге болтаться. К тому же в Сибири проблемы с деньгами начались... У себя на родине выступал за "Кайсар-Харрикен" и "Синтез". Было неплохо. Все-таки высшая лига. Уровень повыше, чем во второй российской. Но все равно тянуло в Калининград. Вернулся в "Балтику" в 2000 году. У меня супруга здесь работает. Дочь учится в 49-м лицее. К тому же у меня здесь квартира...
- Дали, когда играл в "Балтике"?
- Нет, сам купил. Коша в 1994 году я подписывал контракт, одним из пунктов было, что в конце сезона я получу двухкомнатную квартиру. Но мне ее так и не дали. Может потому, что сломался в конце сезона... Хотя я не играл всего четыре тура. А в 1995-м практически все ребята получили жилье. Кроме меня... Так что купил квартиру сам, не так давно. Я в принципе и раньше мог, да хотелось получше квартиру выбрать. А до этого снимал угол.
- Сколько игр ты провел за сборную Казахстана?
- Много. Сразу даже не скажу... Соперники были в основном из Азии - Катар, ОАЭ, Ирак... Тогда в сборной и Макс Низовцев играл. Но выступление за национальную команду было омрачено одним случаем. В разгар сезона 1995 года нас с Низовцевым пригласили в сборную. Тогда "Балтика" уверенно шла в чемпионате и каждая победа сулила хорошие премиальные. Мы с руководством казахской футбольной федерации договорились, что за победу нам заплатят такие же премиальные, как в "Балтике". Ударили по рукам, но в итоге мы ничего не получили, хотя 3:0 выиграли у Катара в Алма-Ате
- А что, была большая сумма?
- Для Казахстана середины 90-х - большая. 1500 долларов на брата. Получается, нас кинули. Максим официально отказался выступать за сборную, и я поругался с президентом федерации. Не было смысла ездить в сборную. С таким-то отношением к игрокам.
- В 2000-м ты сам напросился в "Балтику" или тебя пригласили?
- Я был здесь в отпуске и президент "Балтики" Дмитрий Чепель предложил пообщаться. На встрече был еще и тогдашний главный тренер команды Виктор Карман. Мы обговорили условия. Я снова вернулся в "Балтику". Хотел быть ближе к семье. Год провел здесь... В общем-то сезон получился неплохим. Прописку в первом дивизионе мы сохранили, а вот квартиру мне снова не дали... Пришлось опять возвращаться в Казахстан, в Актюбинск. Вот там-то я и заработал на жилье. Получается, что за пять лет пребывания в "Балтике" клуб так и не решил моих жилищных вопросов.
- Ты мог снова вернуться в "Балтику" в 2002 году. Почему не перешел?
- Было дело. Меня Зелькявичюс приглашал. Я прошел с командой три сбора. Оставалось 18 дней до начала чемпионата и мне вдруг сказали, что я не нужен команде. Может, я не внушал доверия? Мол, возрастной игрок... Не знаю. Обидно, что поздно сказали. Найти нормальный клуб за короткий срок практически невозможно. Мне же здесь очень хотелось остаться. Для футболиста семья многое значит. Моя супруга очень сильно поддерживает меня. Когда в 1994-м я травму получил, наступила депрессия. Многие футболисты в таких случаях садятся на стакан, а жена поставила меня на ноги. А ведь от травм никто не застрахован... Пришлось в 2002 году снова в Казахстан ехать. Нужно же было семью кормить. Почти целый год занимался бизнесом.
- Каким?
- У меня туристическая фирма. Есть большой комфортабельный автобус, который курсирует по маршруту Чимкент - Алма-Ата. Как только все наладил, снова занялся поисками команды. Минувший сезон провел в Джамбуле. Получил там подъемные и за сезон со мной полностью рассчитались. Сейчас вот зовут в родной Чимкент... В России вряд ли найду что-то стоящее, мне 32 года все-таки. Футболистов в таком возрасте "отработанным материалом" называют.
- Родственники в Казахстане живут?
- Мои родители и родители супруги там остались. Я же решил осесть в Калининграде. Город очень нравится. Перспективный. Я здесь уже больше 8 лет. Все знакомо.
- Футболисты - люди суеверные?
- Не то слово. Бывает, услышишь, что кто-то свистит в день игры, думаешь - все, победы не видать... На поле нужно ступать счастливой ногой... Что еще? Кто-то перед игрой крестится. Кто-то за час-два до игры с бутсами разговаривает. Но футболисты предпочитают не говорить о приметах. Чтобы не сглазить.
- Зато любят пошутить...
- Это точно. Самым веселым в "Балтике" был Васька Баранов. Тот еще хохмач. А вообще коллектив был потрясающий. Когда я сюда приехал в 1994 году, меня под опеку взяли Кляшторный и Силин. Они же здесь уже все знали... Показали город. Мы и жили одно время в общежитии. Так что все праздники вместе проводили, на природу выезжали. Каждый вечер общались. И за границу тоже вместе... Помню, в Голландию "Балтика" ездила на крупный авторынок. Каждый купил себе машину. Сюда на 13 машинах вернулись. Я себе "БМВ" взял.
- А сейчас у тебя какая машина?
- Сейчас на своих двоих передвигаюсь. Я ведь в Казахстане выступаю. А зачем автомобилю здесь ржаветь? Завершу карьеру, вернусь сюда, тогда возьму тачку.
- Есть сезоны, которые приятно вспомнить?
- Несмотря на то, что в 1994 году я получил травму (которая мне всю карьеру испортила), тот сезон приятно вспомнить. Я четыре мяча забил. Все их прекрасно помню. В 2003-м в Джамбуле неплохо было. Стали мы, правда, только двенадцатыми, но тому есть объяснение. Перед стартом у нас четыре игрока "основы" выпало. Пока сыгрались, время было упущено.Тем не менее, место в супер-лиге сохранили.
- По уровню ее можно сравнить с российской премьер-лигой?
- Нет. Ближе к первой будет. Но есть команды, которые могут выступать в российской элите. Та же Астана, Павлодар или Тобол. Эти клубы о себе и на международной арене заявили.
- Сейчас у тебя какое гражданство?
- Российское. Я выступал в Казахстане как легионер. Я в 1994 году российский паспорт получил. За полгода. Это сейчас нужно 5 лет ждать.
- Фарт в футболе много значит?
- Возьмем "Локомотив". Москвичи хоть и уступили "Арсеналу", благодаря ничьей в Киеве прошли в следующий этап Лиги чемпионов. Вот вам и фарт. Кто бы мог подумать, что "Интер" и "Динамо" разойдутся миром... Да и нашей сборной повезло - прошли Уэльс. Вообще в футболе бывают моменты, когда, казалось бы, и мячу деваться некуда, а он не идет в ворота. Хоть ты тресни. И наоборот. Бывают случаи, когда такие коряги залетают. Нелогичные мячи.
- В "Балтике" ты работал со Шперлингом, Ткаченко и Карманом. Скажи о них несколько слов.
- Шперлинг - очень сильный психолог. Умеет подобрать коллектив. Найти общий язык с людьми. Он был вхож в кабинеты руководителей области и города - и решал массу технических вопросов... Он очень пробивной. Мы чувствовали заботу о себе и играли в свое удовольствие. Были матчи, когда в Калининграде мы по пять-шесть мячей забивали. Соперники знали, что если один пропустят, сопротивляться бесполезно. Ткаченко другой. Более строгий. Дисциплина у него на первом месте. Бывало, говорил в раздевалке в перерыве: "Покажите мне синяки на ногах. Вы же не балерины, должны биться так, чтобы кости трещали". Требовал играть в силовой футбол. С ним работать было интересно. Не смотря на то, что кричал... А вообще человек он очень отходчивый. Зла никогда не держал. А когда я работал с Карманом, он только начинал свою тренерскую карьеру. Чепель ему шанс дал. Но чтобы стать хорошим специалистом, нужно время. У меня с ним проблем не было. Да ни с кем из этих тренеров не было...
- За судьбой "Балтики", находясь в Казахстане, следил?
- Конечно. "Балтике" я отдал свою душу и здоровье.


предыдущий матч
25 мая 2013 г.
Первенство России '2009.
34 тур
3:1
"Балтика" "Торпедо" Москва
отчет о матче >>
следующий матч
таблица чемпионата
error! Can't open file: 't_temptable.MYI'. (errno: 145)

Fatal error: Call to undefined function error() in /home/baltika/public_html/includes/champ/table.inc on line 113