неофициальная страница ФК БалтикаЛогоБалтика Калининград
новости
команда
межсезонье
сезон
пресса
архив прессы
соперники
архивы
гостевая
прогнозы
ссылки
BALTNET
пресса

Новые Колеса, 01.07.04
Валерий Шанталосов: "В "Балтике" меня не обманули!"

Голкипер не работал с Дмитрием Чепелем

38-летний вратарь Валерий Шанталосов пришел в футбол 20 лет назад. Он застал еще чемпионат СССР, где его первым профессиональным коллективом был дубль минского "Динамо". Затем голкипер защищал цвета могилевского "Днепра", а также латвийских "Звейниекса" и "Даугавы"... После распада Советского Союза, Валерий перебрался в Россию - в высшей лиге сражался за нижегородский "Локомотив" и московское "Торпедо". Своей надежной игрой вратарь запомнился и болельщикам "Балтики", за которую играл в 1996 и 1997 годах.
За плечами Шанталосова и многолетний опыт выступлений в составе сборной Белоруссии в отборочных турнирах чемпионатов мира и Европы. Поэтому сейчас известный голкипер по праву считается одним из самых именитых легионеров казахского чемпионата - последние два года Шанталосов не без успеха стоит в воротах кустанайского "Тобола", куда он перебрался в 2003 году из минского "Торпедо-МАЗ".
На днях я связался с Шанталосовым по телефону. Мастер кожаного мяча был в хорошем настроении и первым задал вопрос.
- Как там "Балтика"? Смотрю, совсем плохи дела...
- Да, положение аховое. Что-то нужно делать...
- А что делать? Все необходимо менять. Прежде всего, руководство. Приглашать играющих людей...
- Уже подъехали Джанашия, Харлачев...
- Харлачев приехал? Все равно считаю, что трансферная политика ведется абы как. Сейчас ваше начальство, чтобы самим спастись - дыры затыкает. А сезон закончится, опять все футболисты разбегутся. Снова новую команду нужно будет создавать. Зрители-то хоть ходят на стадион?
- По две-три тысячи. Не больше.
- А у нас стадион битком. Народ неистово поддерживает.
- Тяжело играть на высоком уровне в 38 лет?
- Да не сказал бы... Казахский чемпионат слабее российского. Наверное, третий по уровню в СНГ - после России и Украины. По настоящему сильных команд немного. Три-четыре не затерялись бы и в России. А вообще, очень утомляют переезды. Расстояния большие. Что мне домой в Минск два с лишним часа лететь, что из Кустаная в Алма-Ату. То же самое по времени получается.
- А как ты вообще оказался в футболе?
- Ой, давно это было. Шел из школы, увидел объявление о наборе в футбольную секцию. Пришел, записался...
- С детства мечтал стать футболистом?
- Как-то все само собой получилось. В то время на подъеме был хоккей. И в моем родном Могилеве все пацаны с ума сходили по этой игре. Но специализированной школы не было. Так что с третьего класса я начал заниматься футболом. Первое время играл в поле - защитником. А уже в шестом классе меня перевели в голкиперы. Почему? Тренер бросил нашу группу и мне пришлось перейти в другую. А там как раз не было вратаря. Вот меня и поставили в ворота. С тех пор и стою в рамке. (Смеется)
Через год меня пригласили в минский спортинтернат. Вскоре попал в юношескую сборную Белоруссии, а по окончании школы оказался в дубле минского "Динамо". Было это в далеком 1984 году.
- Переход из защитников во вратари прошел болезненно?
- Это случилось во многом благодаря физическим данным: я был высоким и прыгучим. К новому амплуа быстро привык и никогда не жалел о том, что встал в ворота. Уже в 17 лет я попал в дубль минского "Динамо". Но пробиться в основной состав было тяжело. В "Динамо" играли хорошие вратари: Юрий Курбыко, Андрей Сацункевич, Борис Белошапка. Все они помогли моему становлению. А вообще, оглядываясь назад, скажу, что хорошими партнерами судьба меня не обделила... В "Динамо" конкуренция была очень серьезная. К тому же почтальон принес повестку из военкомата - призыв.
На армейский период меня отдали, как это сейчас говорят, в аренду - в могилевский "Днепр". Там я имел постоянную игровую практику. Но как только в команде сменился тренер, я потерял место в "основе". Не хотелось сидеть на лавке. Уже через пару недель оказался в лиепайском "Звейниексе".
- Там тебе по-настоящему и удалось раскрыться...
- В Латвии я оказался довольно неожиданно. Один футбольный специалист предложил мне поехать на просмотр в таллиннский "Спорт", который тогда тренировал Валерий Овчинников. Я даже представить не мог, что на 8 лет свяжу с этим тренером свою судьбу. Мне по большому счету было все равно, за какой клуб и какой республики играть - лишь бы на поле выпускали...
Так вот прилетел я в Таллин, потренировался две недели и понял, что вытеснить из основного состава Сашку Кулакова, с которым до сих пор общаемся, не получится. А в команде как раз на просмотре был защитник Дэглис из "Звейниекса". Он, уезжая обратно в Лиепаю, помнится, сказал: "Что ты здесь будешь в запасе прозябать? Поехали со мной в "Звейниекс". Я согласился. Отыграл там один круг. Был доволен. Все нормально складывалось. Мы, по тем временам, неплохо зарабатывали. А потом наш главный тренер перебрался в рижскую "Даугаву" Я последовал за ним и провел в этой команде два сезона, причем был основным вратарем. Первая лига советского футбола - уровень солидный.
- А почему же уехал в нижегородский "Локомотив"?
- Я уже говорил, что по жизни постоянно сталкивался с Овчинниковым, которого все Борманом зовут. Я был у него на просмотре в Таллине, он затем следил за моим выступлением в Латвии. Даже специально приезжал на наши матчи. В общем, прекрасно знал мои возможности. А когда сам вернулся в Россию и принял Нижний Новгород, вспомнил обо мне. Было это в декабре 1989 года.
Предсезонку я провел уже с "Локомотивом". Меня параллельно звали в минское "Динамо", но я решил ехать в Нижний. Когда прибыл на сборы, увидел, что там уже тренируется шесть вратарей. Сразу просек: за место в команде предстоит отчаянная борьба. Я выдержал конкуренцию...
А вообще первые шесть матчей сезона-90 в воротах стоял Андреев. "Локомотив" стартовал очень неудачно. Шесть раз подряд уступил соперникам. Тренеры решили поменять вратаря. И основным голкипером назначили меня. Команда выдала несколько победных матчей. Эти игры, видимо, решили многое. Позже с "Локомотивом" я подписал контракт на три года. И с 1991-го считался основным голкипером железнодорожников. А потом распался Союз и команда получила право играть в новоиспеченном чемпионате России...
- Совсем скоро тебя пригласили и в белорусскую сборную?
- Я дебютировал в сборной в 1993 году. Но до этого меня вызывали в российскую сборную. Я мог сыграть в легендарном первом матче россиян против Мексики, но тогда в ворота тренеры поставили Черчесова. Мне была отведена роль дублера. Вот и согласился позже выступать за Белоруссию. Теперь нисколько не жалею, что принял приглашение белорусской федерации футбола. То, что испытал, выступая за эту команду в различных турнирах, дано не каждому... Были ведь и яркие победы.
Кстати, после первой официальной игры за национальную команду последовало приглашение в клуб первого английского дивизиона "Сток Сити". Я провел в Англии два месяца, но моим руководителям и англичанам так и не удалось договориться по моей трансферной стоимости. Я вернулся в Нижний Новгород и продолжил играть за "Локомотив" до конца сезона-95.
- А потом перебрался в "Балтику"...
- Нет, январские сборы я провел с московским "Торпедо". Очень хотелось поиграть за москвичей. Тем более, его тренировал знаменитый Валентин Иванов. Однако финансовое положение клуба было нестабильным... ЗИЛ испытывал проблемы с деньгами. В таких условиях я не решился подписывать контракт. Тем более, мне предложили подождать и еще раз съездить на сборы - а там, мол, видно будет. Я отказался.
Уже на следующий день раздался звонок из Калининграда. Меня разыскал тогдашний начальник "Балтики" Виктор Зибаровский. Мы с ним поговорили, он предложил мне хорошие финансовые условия. Я приехал в Калининград, подписал контракт, который устроил и "Балтику", и меня. Сразу было видно, что в клубе работают деловые люди, которые не обманывают и умеют держать слово. Все формальности уладили за один день. Я сам удивился ретивости калининградского руководства.
- А какое впечатление произвел Леонид Ткаченко?

- Сейчас я понимаю, что это грамотный специалист и порядочный человек. Не буду скрывать: поначалу я не мог найти с ним общего языка. Год ушел на притирку. Были разногласия у меня с Леонид Иванычем, были... Особенно после первой игры с нижегородским "Локомотивом". Это был дебютный матч "Балтики" в высшей лиге. Народу на стадионе собралось очень много. Наверное, тысяч двадцать, а мы проиграли 1:3...
Поле в Калининграде ледяное было. И хотя его перед игрой пытались привести в более-менее нормальный вид, все равно можно было на коньках кататься... В общем после этого провала меня в "основе" до конца первого круга сменил Саня Помазун. А вторую половину чемпионата в воротах мы стояли по очереди. Но в сезоне-97 я снова стал основным вратарем "Балтики". Сумел доказать свою необходимость команде. Отношения с тренером улучшились. И сейчас, когда иногда видимся с Ткаченко где-нибудь в аэропорту, останавливаемся, разговариваем.
Кстати, Ткаченко в марте 1999 года меня в "Сокол" к себе звал, но чуть-чуть опоздал. Я уже контракт с Нижним снова подписал... Вообще у Ткаченко очень взрывной характер. Он даже мог в раздевалке покрыть футболистов на великом и могучем. Но никто не обижался, потому что видели - по делу все. Он справедливый человек. Если был не прав, позже всегда извинялся.
Импонировало еще и то, что в случае неудач Ткаченко никогда не прятался за спины игроков. Старался всю правду в глаза сказать... Так вот со второго круга сезона-96 он начал мне больше доверять. Мы много разговаривали... Когда летом я пытался покинуть команду, он вызвал к себе, убедил остаться. Так и сказал: "Ты нам нужен!"
- Ты говоришь, отношения с Ткаченко стабилизировались. Тем не менее, в начале 1998 года ты все же покинул "Балтику".
- Снова последовало приглашение в "Торпедо", ставшее к тому моменту лужниковским. Александр Тарханов звонил. Я не очень хотел уезжать. В "Балтике" меня устраивал и коллектив, и финансовые условия. Но тогда в Калининградской области сменилась власть. Пришел новый губернатор Горбенко. Что ждет "Балтику", я не знал - и решил сменить клуб. Да и Тарханов очень настойчиво звал...
Я провел с московской командой сборы, начался чемпионат. Я стоял в воротах. Но вскоре вместо Тарханова на тренерский мостик вернулся Иванов, который, видимо, держал в памяти мой отъезд из клуба в начале 1996 года. Неудивительно, что до конца сезона пришлось выступать за торпедовский дубль.
Уйти из команды я не мог. Контракт полностью выполнялся, да и президент клуба Алешин уговаривал остаться, хотя меня ЦСКА сватал.
- А в "Балтике контракт выполнялся?
- К тогдашнему руководству "Балтики" у меня нет никаких претензий. Выплачивали все до копейки - и зарплату, и премиальные. Уезжал я, полностью получив расчет. Хотя, повторюсь, в "Балтике" в связи со сменой губернатора была полная неопределенность... Да и вообще все ребята вовремя получали заработанные деньги. А разве может быть иначе? Когда все стабильно и без обмана - команда показывает результат.
У нас сейчас в "Тоболе" такая же атмосфера, как была в "Балтике". Я об этом президенту клуба Халимжану Ержанову не раз говорил. Он все вовремя выплачивает, пригласил хорошего тренера - Муханова, зрители на футбол ходят, хорошее поле. Что еще нужно?.. Нельзя обманывать игроков... "Футбольный телефон" - такая штука, что весть о нечистоплотности клубных руководителей разносится моментально. В такую команду никто из уважающих себя игроков не пойдет. Или запросит огромные подъемные, чтобы потом не остаться у разбитого корыта.
- Многие экс-балтийцы утверждают, что нынешний директор "Балтики" Дмитрий Чепель обманул их на очень крупные суммы денег...
- Мне жаль этих ребят. Но, видимо, Чепель так составил контракты, что может себе позволить обман. Молодые футболисты обязаны усвоить важную истину: контракт должен быть грамотно составлен. Необходимо обращать внимание на каждую мелочь. Иначе потом ничего не докажешь... Тогда и Чепель не сумеет объегорить футболистов.
- А в "Балтику" тебя Чепель случайно не звал?
- Лично он мне не звонил. Но полтора года назад в начале 2003 года Чепель разговаривал с моим агентом. Решалось, куда я поеду - в "Тобол" или в "Балтику". Калининградцы только-только вернулись в первый дивизион, и им требовался опытный вратарь. Но в итоге Чепель с моим агентом не нашел общего языка. Но я не унываю: все, что ни делается - все к лучшему. В "Тоболе" у меня все стабильно, а в Калининграде сплошные проблемы. Клуб захлестнули скандалы. Можно сказать, мне повезло, что сделал выбор в пользу Казахстана и не согласился работать с Чепелем. Зачем мне нервотрепка на старости лет? (Смеется)
- Как ты думаешь, "Балтика" уцелеет в первом дивизионе?
- Еще не все потеряно. Кое-какие шансы есть. Прописку можно сохранить при одном условии: провести очень мощную селекцию. Очень мощную... Состав нужно поменять процентов на 70%. При этом улучшить материальные условия футболистам. И чтобы они четко выполнялись. Если по России пройдет информация, что в "Балтике" можно заработать хорошие деньги, что все без обмана - сюда приедут играющие люди. Но к человеку, у которого подмочена репутация, о котором идет молва, что он обманывает футболистов, хороших исполнителей на аркане не затащишь...
На руководящий пост в "Балтике" должен прийти грамотный футбольный функционер, который навел бы порядок - тогда и дела в гору пойдут.
- Но заявлять новых игроков можно только 1 июля. До этой даты можно на дне турнирной таблицы так застрять...
- Это точно. Но что делать - значит, судьба у "Балтики" такая! Незавидная. (Вздыхает) Возможно, что-то изменится. Я не думаю, что Семин все это время сидит сложа руки. Практика показывает, что с хорошими игроками результата можно достигнуть. Безвыходных ситуаций не бывает. Посмотрим, удастся ли "Балтике" выправить турнирное положение.
- Наверное, не нужно было расставаться с Зелькявичюсом?
- Мне трудно судить. Я не знаю ситуации изнутри, но могу сказать, что Бен - высококлассный тренер.
- Ты сказал, что в 1999 году мог оказаться у Ткаченко в "Соколе". Почему же в итоге вернулся в "Локомотив"?
- После окончания сезона-1998 мне позвонил Овчинников и снова пригласил к себе в "Локомотив". Как я уже сказал, чуть позже в "Сокол" позвал Ткаченко. Эх, если бы он раньше меня разыскал! Я бы к нему в Саратов поехал. 100%. Тем не менее, от сезона-1999 у меня остались хорошие воспоминания. Удались игры со "Спартаком", "Торпедо", "Ротором"... есть что вспомнить.
- Кто из соперников за эти годы доставил больше всего хлопот?
- Много таких. В российском первенстве непростые игры выдались против московских грандов. Да и вообще в высшей лиге нет слабых соперников. А на международной арене!.. Ой, сколько мне крови попил Патрик Бергер из сборной Чехии! В сборной Голландии было полно опытных мастеров. Итальянцы Вьери и Мальдини выглядели очень ярко. У норвежцев неплохая команда была. Шотландия, Уэльс, Дания... А вообще за сборную Белоруссии я провел 37 официальных матчей. Товарищеские не считал...
Тут недавно где-то прочитал, что я до сих пор вхожу в список десяти "сухих" вратарей российского первенства. (В высшей российской лиге Шанталосов провел 180 матчей, из них 58 отстоял "на ноль", - прим. авт.). Если учесть, что уже четыре года не играю в России, это достижение. Еще держусь в "десятке"! (Смеется)
- Какие сезоны считаешь наиболее удачными?
- Первый чемпионат России. "Локомотив" занял шестое место. Запомнился также 1996 год, когда "Балтика" в год своего дебюта стала седьмой в высшей лиге.
- А какие самые памятные матчи?
- Прежде всего, незабываемая победа белорусов над сборной Голландии. Больше сорока тысяч болельщиков на трибунах в Минске собралось! Разве такое забудется? Ну и ничью с итальянцами можно отметить.
- Пенальти - это ужас для вратаря?
- Для меня пенальти - спортивное испытание. Проверяется класс и голкипера, и игрока, исполняющего 11-метровый. Но я особым специалистом по отражению пенальти себя не считаю. За всю карьеру, наверное, штук десять отбил.
- Семейное положение?
- Жена домохозяйка - на ней все житейские вопросы. Вообще-то у нас в Минске квартира, а в Казахстане клуб арендует для нас жилье. Сейчас семья живет со мной в Кустанае. Дочь только окончила школу. Занимается модельным бизнесом.
- Сразу после школы и в бизнес?
- Она уже четыре года этим профессионально занимается. Ездила за границу. В различных журналах снималась. Кое-какие деньги даже зарабатывает.
- Спортивная карьера ее не очень прельщает?
- Наверное. Да и я, если честно, не хочу, чтобы она занималась профессиональным спортом. Физкультура дает здоровье, а спорт высших достижений его только отнимает.
- Постоянные переезды семью не утомили?
- Утомили, конечно, но жизнь заставляет. Нужно деньги зарабатывать. Я в 2001 и 2002 годах играл в Белоруссии и думал, что уже никуда не уеду. На родину вернулся, чтобы завершить карьеру. Но так получилось, что по итогам этих сезонов я был признан лучшим вратарем страны. Вот в конце 2002-го и позвали в "Тобол". Предложили хорошие условия - и я сорвался с места. Но в этом году решил завязать с футболом. Хотя для начала нужно помочь команде завоевать путевку в кубок УЕФА. Перед нами такую задачу поставили.
- Есть кумир в футболе?
- И раньше, и теперь - вратари. Из отечественных - Дасаев. Из иностранных Шмейхель нравился. Эдвин ван дер Сар, против которого довелось сыграть. Из полевых игроков импонируют Роналдо, Ривалдо, Овермарс... Называть можно долго.
- Майками менялись?
- Со многими. Могу назвать Эдвина ван дер Сара, Раванелли, Тольдо, Буффона, Шмейхеля... Все хранится у меня в Минске. Целый музей из маек.
- Пик твоей карьеры?
- Наверное, с 26 до 34 лет. Я играл в "вышке". Между прочим 10 лет бессменно.
- Курьезы в карьере случались?
- Вспоминаю эпизод, который произошел со мной в 1997 году. "Балтика" приехала в Нижний Новгород. Забила "Локомотиву" четыре мяча. Матч шел к концу, и Слава Даев чуть ли не с центра поля сделал мне передачу. Мяч медленно-медленно по траве катился. Я приготовился его остановить ногой, чтобы потом в поле отбить, а сам уже смотрел, кому бы пас отдать... Мяч под ногой и юркнул. Но если бы мы вели с минимальным счетом, такого гола точно не пропустил бы. Наверное, крупный счет расслабил. После игры посмеялись. Ткаченко даже не ругался...
- А когда в 1996 году в дебютном матче в высшей лиге уступили все тому же "Локомотиву", Ткаченко, наверное, был очень недоволен. Ведь с трибуны казалось, что именно ты - главный виновник поражения...
- Как я уже сказал, поле на "Балтике" было ледяное. Накануне игры я подошел к Леониду Ивановичу и сказал, что, если есть возможность, нужно этот матч переносить. Он ответил, что это нереально и чтобы я спокойно готовился к игре. Если будут ошибки, ничего страшного. Ошибаются все. И хотя нам забили три гола, себя виню только в одном - когда поскользнулся и не сумел выбить мяч...
В следующем матче мы одержали победу над "Спартаком" - в воротах уже Помазун стоял. Раз выиграли - значит, тренер был прав, посадив меня в запас.
- Сейчас в "Тоболе" ты играешь с Максимом Низовцевым...
- Когда играли в "Балтике", квартиры снимали рядом, общались, дружили. И сейчас у нас хорошие отношения. Иногда обсуждаем положение дел в "Балтике".
- Бывают неберущиеся мячи?
- Думаю, что бывают. Хотя говорят, что нет таких... В воротах есть такие зоны, из которых мяч выбить очень-очень сложно. К примеру, вытащить мяч из верхнего угла. Если, конечно, интуиция заранее не подскажет переместиться на нужное место.


предыдущий матч
25 мая 2013 г.
Первенство России '2009.
34 тур
3:1
"Балтика" "Торпедо" Москва
отчет о матче >>
следующий матч
таблица чемпионата
error! Can't open file: 't_temptable.MYI'. (errno: 145)

Fatal error: Call to undefined function error() in /home/baltika/public_html/includes/champ/table.inc on line 113